Сказкотерапия

Сказкотерапия – это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому, еще не устоявшемуся термину, оно у разных специалистов вызывает многообразные ассоциации. Для одних сказкотерапия – это лечение сказками. Для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни.

В науке сказкотерапия одно из самых молодых направлений практической психологии. Действительно, для направления, для научной Школы, 15-20 лет срок небольшой. Но, с другой стороны, сказкотерапия – это самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Как только появилась речь, так сразу появились и первые истории. И если они были интересны, возможно, никому не приходило в голову дознаваться, правдивы они, или нет.

Не так просто дать однозначное определение сказкотерапии. С одной стороны, сказкотерапия – это один из методов развития самосознания и эмоционального интеллекта человека. С другой стороны, это наиболее древняя воспитательная система, позволяющая тонко, не дидактично формировать представления о базовых жизненных ценностях. С третьей стороны, сказкотерапия – это язык образов и символов, органичный бессознательному человека. С четвертой стороны, сказкотерапия – это способ поговорить с человеком о душе. особенно если вспомнить, что психология – это наука о душе…

Итак, что же все таки такое – сказкотерапия? Сегодня это слово стало брендом, и уже многие психологи больше не стесняются признаться в том, что они «занимаются сказкотерапией». Способов работы со сказкой, мифом, легендой, притчей множество… И все же…

Комплексная Сказкотерапия© — это авторский метод, разработанный в Санкт-Петербурге специалистами Института сказкотерапии. Постепенно складывалась методологическая база, благодаря которой сегодня можно говорить о сказкотерапии как о Школе, направлении практической психологии.

Итак, давайте дадим определение Комплексной Сказкотерапии© с позиции более тонких, методологических оснований. Комплексная Сказкотерапия© — это система представлений об архетипических сюжетах, мужских и женских, сюжетах отношений, которые, переплетаясь, образуют индивидуальный «узор судьбы» современного человека. С этим «узором судьбы», собственно, и работает сказкотерапевт.

Но давайте разберемся во всем по порядку. Начнем с того, что такое архетип и архетипический сюжет.

Архетип – это базовая матрица, «первичный образец», фундаментальный механизм, который проявляет себя неизменным на протяжении многих веков. Меняются культурные декорации, поколения, цивилизации, а действия архетипов остаются неизменными.

Сказкотерапия базируется на национальных архетипических сюжетах

Понятие архетипа у многих психологов сразу ассоциируется с именем Карла Густава Юнга. Действительно, благодаря этому выдающемуся человеку психологи, фактически, получили «санкционированный доступ» к кладовым коллективного бессознательного. К.-Г. Юнг называл архетипами «врожденные образы жизненных вероятий». Архетип, или «изначальный образ», «божественный образец» у разных мыслителей наполнялся различным содержанием. У Платона он выступает в качестве постигаемого умом образца, у схоластов как запечатленный в уме природный образ, у Августина как базовый образ, создающий основу для человеческого познания. К.-Г. Юнг, особо чувствительный к содержанию и проявлению архетипов, считал их врожденными психическими структурами, определяющими эстетическое отношение человека к миру

Как сложноорганизованные феномены, архетипы сразу не поддаются логическому анализу, они «прячутся» за метафоры, чтобы «хомо интеллектуалиус» не растерял их сути. Именно благодаря действию архетипов мудрецы имеют возможность восклицать: «В мире ничего существенного не меняется, только декорации подвижны». Под декорациями в данном случае понимаются эпохи, смена стилей в архитектуре и одежде, появление новых профессий и упразднение старых, изменение стилистики речевых оборотов, появление новых «благ цивилизации» и прочее. Однако механизмы возникновения конфликтов, сценарии поведения людей, законы смены эпох, механизмы бытовых и внутриличностных проблем остаются неизменными. Так действуют архетипы. Изучая историю, всемирную и нашу личную, мы можем выявить действие неких сил, общие закономерности. И таким образом выделить некоторые архетипы.

Творческое начало в некоторых людях заставляет их вступать в борьбу с действием архетипов. Им хочется разорвать цепи традиций, найти наиоригинальнейший ракурс действительности. Так рождаются новые тенденции, течения в искусстве и политике. Современники ликуют: «Это совершенно новое, оригинальное!» Но проходит время, на смену экзальтированности приходит здравый смысл под руку с критическим мышлением и оказывается, что были изобретены лишь новые декорации. Архетипы остались неизменными. Собственно, на то они и архетипы, чтобы обеспечивать реализацию заветной мечты многих людей – мечты о стабильности.

Архетипы это то, что обеспечивает в мире порядок вещей. Архетипы – это инструменты для преодоления и упорядочивания хаоса. Молодой ум, обнаруживая нигилистические тенденции, может объявить их косными структурами, которые необходимо преодолеть и вырваться на свободу. Однако действие архетипов никак нельзя назвать косным или ограничивающим. Действие архетипов обеспечивает условия для нашего созидающего творчества и противостоит творчеству разрушающему. Материальная Вселенная предлагает человеку сотворчество, даже соавторство. Но соавторы должны понимать друг друга и говорить на близком друг другу языке. И архетипы как раз и составляют существо общего языка человека и материальной Вселенной. Именно общий язык архетипов, а также процесс их выявления и познания лежит в основе сотворчества человека и окружающего мира, материальной Вселенной.

Сказки, мифы, легенды, притчи, песни и другие метафорические форматы являются хранителями архетипов. Анализируя, толкуя сказочные истории мы познаем язык архетипов, язык собственного созидающего начала. И в этом глубинное назначение метафорических форм.

Итак, архетип представляет собой некий общий механизм, явление, действие которого через модификации можно наблюдать в различные эпохи, а также в индивидуальной картине мира, в сценариях взаимоотношений между людьми.

В архетипе заключена колоссальная энергия. Исследуя архетипы, мы подключаемся к этой энергии. Но в своем творчестве нам необходимо использовать ее в соответствии с внутренним законом определенного архетипа.

В нашей жизни действие архетипов разворачивается во времени, а это значит, что можно сказать и так: «Архетип может проявлять себя через последовательность событий». Это означает, что действие архетипа разворачивается в нашей жизни как некий сюжет. А точнее – архетипический сюжет. Например, существует архетип Дороги, Пути. Если человек к нему «подключается», то согласно закону этого архетипа, он должен будет действовать по определенному сюжету. Покинуть привычное место обитания, или отказаться от привычного образа действий, мыслей. реагирования. Далее ему необходимо будет довериться новому «состоянию дороги», постараться не подвергать все критическому анализу. Потом ему будут предложены ряд испытаний и ресурсов для их прохождения. Затем изначальная цель путешествия будет подвергнута коррекции и конкретизации, также будет разработан алгоритм ее достижения и появятся помощники. Когда человек достигнет своей цели, он может потерять бдительность или разочароваться в ней, столкнуться с предательством ближних, и получить время на переосмысления собственного пути. Таковы закономерности действия архетипа Дороги. Так проявляется архетипический сюжет, на основе которого рождаются всевозможные сказки, мифы и легенды, как много веков назад, так и сегодня.

Однако это не значит, что все предопределено действием архетипов и архетипических сюжетов. Некоторые люди напрасно связывают действие архетипов с действием «сил Судьбы». Архетипы не предопределяют, они лишь хранят для нашей жизни и творчества запасы энергии и приключений – сюжетов для действий. Если знать законы действия архетипа, его логику, то можно избежать лишних неприятных неожиданностей, на которые в своей жизни человек тратить огромное количество жизненной энергии.

Именно поэтому знание об архетипах, действии общих законов, и передавалось из поколение в поколение через «метафороносители» (сказки, легенды, притчи, мифы, анекдоты, песни и пр.). Знание архетипов позволяет человеку экономить свою жизненную силу, не тратить ее на мелкие «разбирательства» с проблемами личного и социального плана. В этом случае человек может расходовать ее на созидательные действия на сотворчество с Миром.

Если следовать нашей логике, можно сказать, что Мир через сказки обучает человека, готовит его к сотворчеству с Собой.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.