Архетипы и архетипические сюжеты
Архетипы или первообразы, впервые были описаны психологом Карлом Юнгом. Эти образы были известны древним священнослужителям и на них базировались все культы и мистерии. Они мало осознаваемы современным человеком, но специалисты психологи, психотерапевты, лингвисты и другие, наблюдают их в поведении, слышат их в речи.
Иными словами, мы с вами наблюдаем в социальной материи отголоски глубинных структур психики отдельных индивидуумов, неких архетипических сюжетов взаимоотношений. Увидеть их достаточно сложно, так как они искажены, преломляются через призму личных, семейных и общественных убеждений, национальной культуры, а также нейрофизиологическую систему человека.
Архетипы таятся в коллективном бессознательном. Наиболее чётко описать их может человек находясь в трансе, под воздействием гипноза, или после сновидения. Мы проводили десятки исследований в группах от 4 до 10 человек и практически 90% испытуемых видели в изменённом состоянии сознания эти первообразы.
Так как в группах испытуемых были не только представители русского народа, но и те, в ком текла цыганская, осетинская, кровь алтайского этноса. Наши эксперименты показали явное присутствие национальных мотивов и ландшафтов, в глубинных слоях психики. Архетипические образы, которые являлись нашим испытуемым также имели национальный окрас.
Этот феномен не нами открыт. Вот что пишет об этом ученица Юнга, Мария-Луиза фон Франц: «…еврей может ничуть не интересоваться своим культурным прошлым, но в его сновидениях будут появляйся каббалистические мотивы. Однажды у меня был пациент-индус, который получил образование и вырос в Америке и который вполне осознанно не проявлял ни малейшего интереса к своей культуре. Несмотря на это, его сны изобиловали индусскими божествами, по-прежнему живущими в его бессознательном».
У одной моей студентки была необыкновенная тяга к золотым украшениям и гаданию на картах. Она вышла замуж за индуса, уехала с ним в Индии, потом вернулась и продолжала искать себя. Как выяснилось, одна из родовых веток у неё была цыганской и именно она преобладала. Как мы знаем из мифологии цыган, их племя вышло из Индии. Поведение моей клиентки было обусловлено архетипами, таившимися в её бессознательном. Другой архетипический сюжет мы можем ясно видеть в казачестве. Потомки воинов, реликт древнего скифского общества продолжает воспроизводить из поколения в поколение одни и те же поведенческие паттерны, ценностные структуры.
Мы наиболее часто встречаем архетипы и архетипические сюжеты образа старца, мудреца, старой женщины. Во все времена люди по сложным вопросам обращаются к мудрецам. Этот архетипический сюжет мы наблюдаем и сегодня, когда во время кризиса люди идут к гадалкам, астрологам, целителям, духовникам. Этот архетипический образ связан с получением ресурса мудрости, обновления, может проявляться как напоминание о необходимости повзрослеть, преодолеть инфантилизм, взять ответственность.
Образ воина, воительницы. Очень древний образ, связан с защитой родного очага, Родины, зрелости. Этот архетипический образ часто участвовал в сюжете «пробуждения героя». В глубоком трансе человек видел, как ассоциировано, так и со стороны, обряд посвящения его в воины, ему вручался меч, щит, знамя.
Ребёнок. Некоторые испытуемые встречались со своим «внутренним ребёнком». Этот сюжет часто приводил к сложным эмоциональным реакциям, особенно у женщин, в опыте которых была прекращённая беременность.
Наши исследования не заканчивались сеансом группового гипноза. Нам была интересна дальнейшая динамика, то, как встреча с архетипами повлияла на дальнейшую судьбу людей. Результаты были достаточно интересны и требовали дополнительных психотерапевтических встреч.
История народов и культур наглядно показывает действенность архетипов как бессознательных движущих сил, как коллективной, так и индивидуальной человеческой деятельности.