Понятие архетипы и их типы

Архетипы и архетипические сюжеты

Архетипы или первообразы, впервые были описаны психологом Карлом Юнгом. Эти образы были известны древним священнослужителям и на них базировались все культы и мистерии. Они мало осознаваемы современным человеком, но специалисты психологи, психотерапевты, лингвисты и другие, наблюдают их в поведении, слышат их в речи.

Иными словами, мы с вами наблюдаем в социальной материи отголоски глубинных структур психики отдельных индивидуумов, неких архетипических сюжетов взаимоотношений. Увидеть их достаточно сложно, так как они искажены, преломляются через призму личных, семейных и общественных убеждений, национальной культуры, а также нейрофизиологическую систему человека.

Архетипы таятся в коллективном бессознательном. Наиболее чётко описать их может человек находясь в трансе, под воздействием гипноза, или после сновидения. Мы проводили десятки исследований в группах от 4 до 10 человек и практически 90% испытуемых видели в изменённом состоянии сознания эти первообразы.
Так как в группах испытуемых были не только представители русского народа, но и те, в ком текла цыганская, осетинская, кровь алтайского этноса. Наши эксперименты показали явное присутствие национальных мотивов и ландшафтов, в глубинных слоях психики. Архетипические образы, которые являлись нашим испытуемым также имели национальный окрас.

Этот феномен не нами открыт. Вот что пишет об этом ученица Юнга, Мария-Луиза фон Франц: «…еврей может ничуть не интересоваться своим культурным прошлым, но в его сновидениях будут появляйся каббалистические мотивы. Однажды у меня был пациент-индус, который получил образование и вырос в Америке и который вполне осознанно не проявлял ни малейшего интереса к своей культуре. Несмотря на это, его сны изобиловали индусскими божествами, по-прежнему живущими в его бессознательном».

У одной моей студентки была необыкновенная тяга к золотым украшениям и гаданию на картах. Она вышла замуж за индуса, уехала с ним в Индии, потом вернулась и продолжала искать себя. Как выяснилось, одна из родовых веток у неё была цыганской и именно она преобладала. Как мы знаем из мифологии цыган, их племя вышло из Индии. Поведение моей клиентки было обусловлено архетипами, таившимися в её бессознательном. Другой архетипический сюжет мы можем ясно видеть в казачестве. Потомки воинов, реликт древнего скифского общества продолжает воспроизводить из поколения в поколение одни и те же поведенческие паттерны, ценностные структуры.

Мы наиболее часто встречаем архетипы и архетипические сюжеты образа старца, мудреца, старой женщины. Во все времена люди по сложным вопросам обращаются к мудрецам. Этот архетипический сюжет мы наблюдаем и сегодня, когда во время кризиса люди идут к гадалкам, астрологам, целителям, духовникам. Этот архетипический образ связан с получением ресурса мудрости, обновления, может проявляться как напоминание о необходимости повзрослеть, преодолеть инфантилизм, взять ответственность.

Образ воина, воительницы. Очень древний образ, связан с защитой родного очага, Родины, зрелости. Этот архетипический образ часто участвовал в сюжете «пробуждения героя». В глубоком трансе человек видел, как ассоциировано, так и со стороны, обряд посвящения его в воины, ему вручался меч, щит, знамя.

Ребёнок. Некоторые испытуемые встречались со своим «внутренним ребёнком». Этот сюжет часто приводил к сложным эмоциональным реакциям, особенно у женщин, в опыте которых была прекращённая беременность.

Наши исследования не заканчивались сеансом группового гипноза. Нам была интересна дальнейшая динамика, то, как встреча с архетипами повлияла на дальнейшую судьбу людей. Результаты были достаточно интересны и требовали дополнительных психотерапевтических встреч.

История народов и культур наглядно показывает действенность архетипов как бессознательных движущих сил, как коллективной, так и индивидуальной человеческой деятельности.
Узнать больше про свой Архетип
можно на сеансе гипноза

Понятие Архетипа

Юнг рассматривает коллективное бессознательное как неотъемлемую частью психики, которое не связано с личным опытом человека и «не является индивидуальным приобретением». «Если личное бессознательное состоит в основном из элементов, которые одно время осознавались, но впоследствии исчезли из сознания в результате забывания или вытеснения, то элементы коллективного бессознательного никогда не были в сознании и, следовательно, никогда не обретались индивидуально, а своим существованием обязаны исключительно наследственности».

Таким образом, коллективное бессознательное является универсальным для всех «индивидов». Индивидуальное бессознательное состоит из «эмоционально окрашенных комплексов», которые образуют «интимную душевную жизнь личности». Коллективное бессознательное состоит из «архетипов» или «архетипических мотивов». «Архетипические мотивы» — это формы и образы, которые являются источником мифологии, фольклора, религии, искусства. По мнению Юнга, любая существенная идея или воззрение опирается на «архетипическую проформу», «образы которых возникли, когда сознание еще не думало, а воспринимало». Юнг утверждает, что миф это в первую очередь психическое явление, «выражающее глубинную суть души».

Близкие аналоги архетипов — инстинкты. Они оказывают важное влияние на психологию личности, но являются безличными факторами, определяющими мотивацию человека. Таким образом, Юнг говорит, что архетипы являются моделями инстинктивного поведения. «При возникновении ситуации соответствующей данному архетипу, он активизируется и появляется побуждение, которое, как и инстинктивное влечение, прокладывает себе путь вопреки всем доводам и воле, либо приводит к неврозу».

В том случае, если инстинкты были подавлены, они по средствам «архетипических мотивов» проявляются в сновидениях и фантазиях человека. «Наличие нереализованных, неосознанных фантазий, увеличивает частоту и интенсивность сновидений, при осознании фантазий сновидения становятся слабее и появляются реже». Из этого следует, что фантазии стремятся стать осознанными, а архетипы дают возможность человеку это сделать при помощи заключенных в них символики. Следовательно, архетипы являются способом взаимодействия сознательного и бессознательного.

Это взаимодействие является, по мнению Юнга, жизненно важным для человека. В результате развития сознание преобладает над его бессознательной частью. Но, не смотря на высокий уровень дифференциации, по сравнению с «дикарем», человек не может отстраниться от своего бессознательного. В своей теории Юнг говорит, что «по существу, архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становится осознанным и воспринятым; оно претерпевает изменения того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает». Следовательно, архетипы изменяются под влияние культуры, носителем которой является сознание. Таким образом, «чтобы связать все еще существующую в человеке жизнь прошлого с жизнью настоящего» ему необходимы новые интерпретации архетипов, «приемлемые для данной ступени».

Женские архетипы

Архетипы представляют собой модели, которые проявляются из глубин коллективного бессознательного из поколения, в поколение. Эти базовые психологические структуры есть в каждой женщине и понимание их действия позволяет избежать лишних волнений и неприятностей. Более того, знание о них даёт возможность оттачивать свой женский бриллиант, свою индивидуальность. У женщин всего три архетипа:

Возлюбленная — в древности этому архетипу соответствовала богиня Лада. Цели этого архетипа привлечь внимание мужчин и выбор самого достойного. Также он ответственен за обновление отношений. Если эти энергии перекрыты у женщины, то у неё будут сложности в отношениях и возможно одиночество.

Как только женщина зачинает новую жизнь в ней происходят трансформации и начинает проявляться архетип Матери. Она как будто знала всегда, как и что надо делать для сохранения ребёнка, тесты ещё не показали, а уже есть понимание, что она не одна. Архетип матери может мешать гармоничным отношениям с мужчиной, точнее не он сам, а субличности возникшие под воздействием этих энергий.

Хранительницы — можно сказать, что её основная цель это оберегать семью, в том числе и на сакральном, магическом уровне. В древности каждая женщина была жрицей и владела огромным количеством всевозможных потусторонних практик, направленных на защиту себя, детей и семьи. Он включается, если существует опасность или её предчувствие, а также в зрелом возрасте, когда женщина становится более религиозной.
Как строить отношения без ссор и конфликтов?
Пройдите обучение в "Школа Семьи"

Архетип Пути

Архетип как компас в каждом человеке, настроиться на него значит обрести себя, найти своё предназначение, свою миссию.

В наших архетипах мышления исконно заложено, что жизнь – это путь, не топтание на месте, не лежание на печи, а именно путь – движение к цели. Твердо усваивал человек, что путь жизни должен быть прямой, без кривизны и лукавства, иначе проживешь как беспутный или непутевый человек, забулдыга. С прямого пути нельзя сворачивать, чтобы не уйти от своей, Богом назначенной судьбы. С пути нельзя возвращаться назад! Это ведет к несчастью.

Обычно у людей заблокировано стремление к идеалу, путь дорожка закрыта. Таких людей называли беспутным. Это связано с тем, что наше общество живёт не в своей родной культуре. Задача психолога, открывать путь человеку. На пути любого человека встречаются как «сбиватели», так и «помощники». Психолог всегда должен быть всегда добрым помощником.
Made on
Tilda