Архетипы коллективного бессознательного

Архетипы и архетипические сюжеты

Архетипы, или первообразы, впервые были описаны психологом Карлом Юнгом. Эти образы были известны древним священнослужителям и на них базировались все культы и мистерии. Они мало осознаваемы современным человеком, но специалисты психологи, психотерапевты, лингвисты и другие, наблюдают их в поведении, слышат их в речи. Иными словами мы с вами наблюдаем в социальной материи отголоски глубинных структур психики отдельных индивидуумов, неких архетипических сюжетов взаимоотношений. Увидеть их достаточно сложно, так как они искажены, преломляются через призму личных, семейных и общественных убеждений, национальной культуры, а также нейрофизиологическую систему  человека.

Архетипы таятся в коллективном бессознательном.  Наиболее чётко описать их  человек может находясь в трансе, под воздействием гипноза, или после  сновидения. Мы проводили десятки исследований в группах от 4 до 10 человек и практически 90% испытуемых видели в изменённом состоянии сознания эти первообразы. Так как в группах испытуемых были не только представители русского народа, но и те в чьих кровях текла цыганская, осетинская, кровь алтайского этноса, то наши эксперименты показали явное присутствие национальных мотивов и ландшафтов, в глубинных слоях психики. Архетипические образы, которые являлись нашим испытуемым также имели национальный окрас.

Этот феномен не нами открыт. Вот что пишет об этом  ученица Юнга, Мария-Луиза фон Франц: «…еврей может ничуть не интересоваться своим культурным прошлым, но в его сновидениях будут появляйся каббалистические мотивы. Однажды у меня был пациент-индус, который получил образование и вырос в Америке и который вполне осознанно не проявлял ни малейшего интереса к своей культуре. Несмотря на это, его сны изобиловали индусскими божествами, по-прежнему живущими в его бессознательном».

Какие архетипы и архетипические сюжеты наиболее часто встречались нам.

Образ старца, мудреца, старой женщины. Во все времена люди, по сложным вопросам, обращаются к мудрецам. Этот архетипический сюжет мы наблюдаем и сегодня, когда во время кризиса, люди идут к гадалкам, астрологам, целителям, духовникам. Этот архетипический образ связан с получением ресурса мудрости, обновления, может проявляться, как напоминание о необходимости  повзрослеть, преодолеть инфантилизм, взять ответственность. Являлись такие персонажи как Бог, Христос, Сергий Радонежский, монах, волхв, старая цыганка, шаман и другие.

Образ воина, воительницы. Очень древний образ, связан с защитой родного очага, Родины, зрелости. Этот архетипический образ часто участвовал в сюжете «пробуждения героя». В глубоком трансе человек видел, как ассоциировано,  так и со стороны, обряд посвящения его в воины, ему вручался меч, щит, знамя.

Ребёнок. Некоторые испытуемые встречались со своим «внутренним ребёнком».  Этот сюжет часто приводил к сложным эмоциональным реакциям, особенно у женщин, в опыте которых была прекращённая беременность.

Наши исследования не заканчивались сеансом группового гипноза. Нам была интересна дальнейшая динамика, то, как встреча с архетипами повлияла на дальнейшую судьбу людей. Результаты были достаточно интересны и требовали дополнительных психотерапевтических встреч.

 

 

 

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.